UI/UX дизайн мобильного приложения – что нужно знать заказчикам

views 1539date 09-08-23 Время чтения: 7 мин

Есть мнение, что дизайнер мобильного приложения просто создает красивые картинки: разместил кнопки на экране, поиграл со шрифтами и цветами, добавил немного эффектов – и дизайн готов. Но нет – задачи дизайнера гораздо шире и сложнее. Именно этот специалист (или целая команда) делает приложение удобным и эргономичным, формирует интуитивно понятную структуру, оптимизирует функциональные возможности под боли аудитории, прокладывает простой путь пользователя от входа к целевому действию. А визуальное оформление интерфейса – это только одна из составляющих UI/UX дизайна:

  • цель разработки UX (User Experience) — улучшить пользовательский опыт, обеспечить удобное взаимодействие с функционалом приложения;
  • UI-дизайн (User Interface) – это тот самый привлекательный визуал интерфейса, но созданный с учетом предыдущих UX-исследований.

Над разработкой UI/UX может работать как один специалист, так и отдельные дизайнеры: один занимается структурой и функционалом, другой создает стильный визуал интерфейса. Важно, чтобы участники процесса взаимодействовали, обсуждали свои решения, работали в команде. Только так можно получить целостный дизайн, в котором каждый элемент качественно выполняет свою функцию – привлекает, заинтересовывает, направляет, побуждает к целевому действию.

Как происходят эти процессы, из чего состоит труд UI/UX дизайнеров, почему качественный дизайн требует немалых трудозатрат и командной работы – расскажем в нашей статье. Эта информация будет полезна тем, кто планирует заказать разработку дизайна приложения и хочет разобраться в тонкостях вопроса.

Шаг 1 – аналитика проектирование UX

Работа с UX составляющей требует предварительной аналитики:

  • дизайнер изучает требования в брифе, заполненном клиентом;
  • пересматривает конкурентов, выделяет их сильные и слабые стороны;
  • анализирует целевую аудиторию – ее особенности, потребности, задачи, ожидания;
  • погружается в бизнес-процессы и воронки продаж.

Аналитика дает дизайнеру понимание, как строить приложение, чтобы оно было полезным аудитории и прибыльным для заказчика. Формируется общая концепция, которую дизайнер постепенно детализирует:

  • разрабатывает структуру приложения, определяет количество и вложенность разделов;
  • прорабатывает систему навигации, создает удобную и интуитивно понятную взаимосвязь между разделами;
  • продумывает разные сценарии взаимодействия пользователя с функционалом, чтобы максимально упростить путь к целевому действию;
  • оптимизирует функционал, чтобы он решал задачи аудитории и помогал заказчику добиваться своих целей.

Шаг 2 – построение user flow

Мобильное приложение должно решать конкретные задачи заказчика – продавать, привлекать, монетизировать. Поэтому при проектировании интерфейса ключевое внимание уделяется пользователю, а точнее – его пути от входа к выполнению целевого действия. По идеальному сценарию посетитель должен не просто зайти в приложение, а купить, заказать, оплатить подписку, оставить заявку и т. д. Если не сделал этого – нужно напомнить о себе пуш-уведомлением, предложить скидку, сделать выгодное предложение, чтобы вернуть пользователя в приложение.

Все это происходит по четким сценариям, которые разрабатываются при проектировании интерфейса. Создаются алгоритмы и пути, по которым пользователь может прийти к покупке, заказу, заявке. Вариантов взаимодействия посетителя с приложением может быть несколько, для их обработки формируются блок-схемы в формате User Flow, где прямоугольные элементы – это экраны приложения, ромбы – условия, стрелки – действия пользователя. User Flow обрабатывается для всех возможных пользовательских сценариев. Такой метод позволяет:

  • визуализировать последовательность шагов посетителя;
  • исключить сложные «лабиринты» действий;
  • сократить и упростить путь, сделать его интересным и привлекательным;
  • включить в сценарии маркетинговые приемы, стимулирующие пользователей;
  • выявить проблемные зоны, тупики, путаницу;
  • избавиться от лишних экранов, оптимизировать структуру приложения;
  • при необходимости дополнить функционал.

Шаг 3 – эскизное проектирование интерфейса с помощью wireframes

UX дизайнер предлагает клиенту несколько концептуальных решений, чтобы выбрать из них лучший. Согласованная концепция направляется на детальную проработку. На этих этапах может быть немало правок, корректировок, поисков удачных идей – все это нужно делать до момента визуального оформления интерфейса, чтобы потом не исправлять готовые макеты. Поэтому интерфейс воспроизводится схематически в виде эскизов без детальной прорисовки визуала, в виде простых черно-белых фигур. Формат Wireframes позволяет:

  • сформировать «скелет» приложения;
  • построить навигацию;
  • согласовать вложенность разделов;
  • определить количество экранов и структуру каждого из них;
  • разместить на экранах меню, кнопки, формы, заголовки, контент.

Поскольку вариантов структуры и расположения элементов может быть немало, эскизы создаются в специальных программах с возможностью редактирования. Wireframes – это базовый материал для обсуждения, предложения идей, поиска оптимального решения. После согласования эскизы передаются на более детальную проработку – разработку UI дизайна и создание реалистичного прототипа.

Шаг 4 – разработка UI дизайна

Это самый приятный для заказчика этап, когда приложение начинает обретать оригинальное дизайнерское наполнение. Черно-белые эскизы и схемы превращаются в оригинальные цветные макеты – становится понятно, как будет выглядеть готовое приложение. Дизайнер визуализирует картинку:

  • выбирает цветовую гамму, шрифты, фоны;
  • детализирует кнопки, иконки, элементы навигации;
  • создает анимационные эффекты и переходы;
  • согласовывает стилистику с заказчиком, при необходимости вносит правки;
  • разрабатывает полноцветные детализированные макеты каждого экрана.

Стилистика дизайна выбирается в зависимости от назначения приложения, потребностей и интересов целевой аудитории, особенностей функционала. Расположение элементов и структура приложения соответствуют решениям, принятым на этапе разработки UX-дизайна. Пока проект не передан на верстку и программирование, можно вносить изменения, исправлять ошибки, корректировать составляющие UX. А чтобы точно убедиться, что все будет работать идеально – на следующем этапе дизайнер разрабатывает прототип приложения.

Чем отличается дизайн нативных и гибридных приложений?

При создании дизайна нативных приложений, рассчитанных только на одну операционную систему, учитываются отдельные требования iOS и Android. Существуют специальные гайдлайны с рекомендациями Google Material Design для Android и Apple Human Interface для iOS, направленные на создание удобных и интуитивно понятных интерфейсов для пользователей соответствующих гаджетов.

Гайдлайны охватывают разные составляющие: оформление, расположение, визуальные эффекты, анимацию кнопок, иконок, переходов. Следуя таким требованиям, дизайнер обеспечивает удобство для пользователей и упрощает дальнейшее продвижение продукта в сторах. Если приложение разрабатывается на кроссплатформе для обеих операционных систем, дизайнер ищет компромиссные решения, которые не противоречат требованиям Apple и Google.

Шаг 5 – создание прототипа

Итак, на предыдущих этапах продумана логика действий пользователей, созданы пользовательские сценарии, проработана структура экранов, разработан стиль дизайна — теперь пора протестовать результат. Для этого создается прототип – статический или интерактивный, но максимально приближенный по структуре к готовому приложению. Прототипирование выявляет проблемные места – сложную навигацию, неудобный функционал, нелогичную связь между разделами, помогает принять окончательные решения по дизайну и минимизировать правки на следующих этапах.

Статический прототип

Подходит для приложений с простой логикой и проектов средней сложности. Дизайнер оформляет каждый экран с размещением основных элементов – пунктов меню, каталога, кнопок, форм и других. Логика работы приложения должна быть понятна при просмотре схемы каждого экрана. На сложных участках могут быть добавлены текстовые пояснения и подсказки. Преимущества такого способа прототипирования – скорость и относительная простота. Недостатки – статический прототип может сложнее восприниматься заказчиками при согласовании. Но если логика приложения проста и понятна – оптимально остановиться на статическом прототипе.

Интерактивный прототип

Экраны связаны между собой элементами навигации, кнопки и формы кликабельны, прототип имитирует логику работы приложения. Это более трудоемкий способ, но он может упростить разработку дизайна сложных приложений. Интерактивный прототип имеет особое значение при согласовании решений с заказчиком – клиент может тестировать сценарии, листать экраны, оценить удобство расположения и взаимодействия разных элементов. Интерактивный прототип создается в программах Figma, Protopie, Invision, Framer, Principle.

  • Если согласован UI дизайн, прототип выполняется в полноценном дизайнерском оформлении — это наиболее информативный способ прототипирования.
  • Если решения по дизайну еще не приняты, интерактивный прототип может быть выполнен в упрощенном виде со схематическим изображением элементов интерфейса.

Как помочь в создании крутого UI/UX дизайна: советы заказчикам

  • Наберитесь терпения и внимательно отнеситесь к этапам заполнения брифа, разработке ТЗ, согласованию эскизов и прототипов. Все концептуальные решения лучше принять на этапах, когда интерфейс еще не имеет дизайнерского оформления. Тогда корректировок будет меньше, а процесс пойдет быстрее.
  • Не разделяйте UI и UX. Если заказчик просит сделать только картинку, так как функциональную составляющую интерфейса он хорошо продумал — это подходит разве что для небольших приложений с простой логикой. Для серьезного мобильного продукта структуру и функционал должны проработать опытные специалисты — безусловно, в тесном взаимодействии с заказчиком.
  • Уверенно доносите, но не навязывайте субъективное мнение, если оно не основывается на результатах аналитики и исследований. Стоит доверять профессионалам – они обязательно воплотят идеи в клиента, если это пойдет на пользу проекту. Но никогда не реализуют проигрышное решение, предложенное заказчиком.
  • Держите руку на пульсе, будьте на связи, активно включайтесь в консультации, предлагайте идеи и ведите диалог. Доверие специалистам – это не о безразличном отношении и полной изоляции от процесса. Это о конструктивном общении и слаженной командной работе.
  • Не ожидайте «дешево и быстро». Оригинальный дизайн мобильного приложения – это комплексная командная работа, которая не делается «на вчера». Если нужно очень срочно и бюджетно – можно воспользоваться шаблонными решениями. А потом, когда будет возможность, уделить достаточно внимания и времени редизайну.

Надеемся, эта статья поможет заказчикам сформировать правильные ожидания от создания дизайна и настроиться на продуктивное сотрудничество с разработчиком, чтоб получить действительно крутой результат.