Как монетизировать развлекательное приложение
Оглавление
Мировой рынок развлекательных приложений стремительно растет, доходы от монетизации достигают колоссальных сумм. Аудитория постоянно расширяется, технологии монетизации становятся более совершенными. Появляется все больше возможностей для заработка, но вместе с тем усиливается конкуренция. Хорошо зарабатывать можно только на качественных продуктах, которые смогли выделиться среди конкурентов и нашли свою аудиторию. Но речь идет не только о гигантах с миллионами скачиваний. Получать стабильный доход можно от любого приложения, если всерьез заняться его продвижением и составить грамотную стратегию монетизации.
Что такое монетизация приложения и для чего она нужна
Разработка, продвижение и поддержка мобильных приложений стоят недешево. Владелец справедливо хочет окупить вложения и далее получать стабильный доход. Но как это сделать, если большинство позиций в App Store и Play Market доступны для скачивания бесплатно? Для заработка на приложениях существует специальная система монетизации – набор технологий, которые позволяют получать пассивный доход от работающего продукта.
Пока пользователи проводят досуг в развлекательных приложениях, владелец получает прибыль. Но прежде чем достичь уровня «ничего не делать и зарабатывать», необходимо:
- изучить ЦА и придумать концепцию продукта, который будет популярным, востребованным и конкурентоспособным;
- заказать разработку качественного мобильного приложения;
- разместить готовый продукт в App Store и/или Play Market;
- заняться продвижением приложения;
- сформировать и реализовать стратегию монетизации;
- поддерживать, улучшать, развивать приложение в соответствии с потребностями аудитории.
Отдыхать на этом пути некогда, но усилия стоят того: мобильное приложение становится хорошей инвестицией и надежным источником пассивного дохода. Заработок практически не зависит от ситуации в стране, мировых кризисов и скачков валют, дает неограниченные возможности в масштабировании прибыли.
Сразу отметим, что не все приложения для бизнеса создаются с целью монетизации. Многие продукты приносят другую пользу: помогают продвигать бренд, продавать товары или услуги, решать другие задачи компании. Владелец получает выгоду, но косвенно. Монетизация работает иначе: она напрямую пополняет банковский счет и превращает приложение в самостоятельный бизнес.
Способы монетизации развлекательных приложений
Для выбора способа монетизации нужно определить, в какой модели будет работать приложение:
- Premium. Скачивание платное, после оплаты пользователю доступны сразу все функции. Внутренние покупки и реклама в приложении не предусмотрены. Такой вариант подходит для крупных перспективных продуктов, которые будут заведомо пользоваться популярностью.
- Freemium. Условно бесплатный продукт, который можно скачать свободно. Пользователь платит, чтобы продвинуться в игре и открывать новые уровни. Без оплаты игрок просто останавливается на определенном этапе и не может идти дальше. Можно запустить пробный период использования премиум-функций как демонстрацию преимуществ платной версии, способ заинтересовать и заинтриговать пользователя, чтобы он решился сделать покупку.
- Free-to-Play. Пользователь бесплатно скачивает приложение и свободно работает с базовыми функциями. Но если хочет получить какие-либо преимущества – совершает покупки в приложении. Это не обязательно, но активные юзеры на волне игрового азарта или просто из интереса платят за разные привилегии – дополнительный функционал, полезные инструменты, ускорение уровней и прочее.
Подписка
Доступ к премиум-функционалу и обновлениям в модели Freemium предоставляется при условии ежемесячной или годовой оплаты. Чтобы стимулировать пользователя подписаться и не отменять подписку, нужно постоянно работать над продуктом, добавлять новые функции, уровни, возможности. Важно удерживать внимание юзера, чтобы он пользовался приложением регулярно и не забывал о нем. Способ подходит для монетизации долгосрочных проектов с перспективной концепцией, с явными конкурентными преимуществами и четко очерченной целевой аудиторией.
Покупки в приложении
Этот инструмент монетизации используется для модели Free-to-Play, когда основной функционал доступен бесплатно, но за дополнительные возможности нужно платить. Виртуальный товар должен быть интересным, нужным и доступным по цене для пользователя. Рассмотрим на примере игр, что можно продавать:
- расходные предметы, инструменты, орудия;
- скины персонажей;
- виртуальную внутриигровую валюту, бонусы;
- ускорение процессов, мгновенные функции;
- предметы и темы оформления к праздникам;
- случайные награды, лотереи, розыгрыши, квесты;
- дополнительные жизни;
- добавочные ходы;
- аксессуары, декор, украшения, питомцев;
- суперспособности, особые навыки;
- возможность дарить и принимать подарки.
Для других развлекательных приложений подход аналогичный: платными могут быть новые уровни, дополнительные опции, подарки и многое другое.
Есть множество секретов и хитростей, чтобы стимулировать пользователей к покупкам. Здесь срабатывают традиционные инструменты продаж – акции, ограниченные по времени специальные предложения, бонусы за первую покупку, скидки за «опт». Интерес подогревается, если покупка доступна не всем и не всегда, а только в качестве награды за определенные достижения.
Безусловно, не у всех пользователей есть возможность совершать покупки – такую аудиторию тоже нельзя терять. Поэтому важно сохранять баланс и делать так, чтобы приложение формата Free-to-Play оставалось интересным, полезным и увлекательным даже без платных опций. Иногда на старте проекта большинство функций делают бесплатными, чтобы набрать аудиторию и увеличить количество скачиваний. А после каждого обновления, когда появляется больше уверенности в успехе, добавляют платные опции.
Реклама
Настройкой внутренней рекламы занимаются сторонние сервисы, а владелец приложения получает определенную плату за показы и переходы. Специальные алгоритмы автоматически подбирают ролики для показа, исходя из интересов пользователя, чтобы реклама не раздражала, а привлекала внимание. Возможные варианты:
- Баннеры. Узкий прямоугольный блок с рекламной информацией занимает нижнюю или верхнюю часть экрана. Показывается в любой момент, не сильно отвлекает пользователя, но часто остается незамеченным, поэтому стоит недорого и дает относительно небольшую прибыль.
- Полноэкранный режим. Объявление в формате графики, текста или видео закрывает весь экран. Обычно показывается на выходе из приложения, в паузах между событиями, при переходе на другую вкладку. Пропустить ролик можно через несколько секунд.
- Показ рекламы за бонусы. Пользователю предлагается полностью посмотреть ролик и получить за это что-то полезное – новую функцию, награду, уровень и т. д. Также можно предлагать пройти опрос, сыграть в мини-игру, подписаться на рассылку за вознаграждение.
- Плата за удаление рекламы. Юзер может внести определенную сумму и полностью отказаться от рекламы в приложении.
При выборе формата важно придерживаться золотой середины и не перегружать интерфейс рекламой, иначе вместо прибыли получите поток удалений.
Нативная реклама
Это самый органичный вид рекламы, который воспринимается пользователями наиболее позитивно. Реклама встраивается в обновляемые ленты и карусели контента, внешний вид адаптирован под интерфейс приложения. Преодолевается эффект «баннерной слепоты», когда люди просто не замечают рекламные блоки. Реклама выглядит как часть контента, воспринимается спокойно и естественно. Содержимое рекламного блока определяется автоматически в соответствии с предпочтениями и интересами пользователя. Такой способ дает максимальную вовлеченность, поэтому приносит наибольший доход.
Мерч
В крупных проектах, которые стали узнаваемым брендом, монетизация выходит в офлайн за пределы приложения. Запустив популярный продукт, можно продвигать фирменный мерч – брендированные товары с логотипами и персонажами, которые будут интересны коллекционерам и поклонникам игры. Способ актуален для масштабных проектов, которые смогли завоевать массовую популярность и стали трендом в своей нише. Заработок от мерча не станет основным источником дохода, но поможет повысить узнаваемость продукта.
Как разработать стратегию монетизации
Среди всех способов монетизации есть более популярные и менее распространенные, удачные и не очень, основные и вспомогательные, но набор инструментов для каждого конкретного проекта определяется индивидуально. Есть базовые наработки, основанные на мировом опыте и анализе конкурентов, но нет универсальных решений, которые подойдут всем.
Реклама размещается в готовом приложении, а внутренние покупки закладываются еще на этапе проектирования продукта. Поэтому важно с самого начала четко понимать механизмы заработка на приложении: что, каким способом и в каком порядке будете продавать пользователям, какую прибыль планируете получать – и предусмотреть для этого соответствующий функционал.
Проанализируйте особенности целевой аудитории, исследуйте конкурентные продукты и постарайтесь понять, что лучше зайдет пользователям. Будьте аккуратны, не используйте агрессивное навязывание действий, не переусердствуйте с рекламой. Иногда удачное решение приходит только после экспериментов и тестирования нескольких способов монетизации, поэтому обеспечьте техническую возможность доработки, масштабирования, развития приложения.
И главное – монетизация работает только на качественных продуктах, поэтому заказывайте мобильную разработку у профессионалов.