Рынок мобильных приложений: достижения и перспективы
Оглавление
Расширяющиеся возможности гаджетов, доступность интернета на них заставляют рынок приложений для смартфонов развиваться стремительными темпами. Уже в 2015-м статистика показывала, что 14% интернет-пользователей для доступа ко Всемирной сети используют только телефоны или планшеты. В это же время процент приверженцев стационарных компьютеров продолжает снижаться.
Общее состояние, достижения рыночной ниши
Статистика 2016-го показала такие результаты:
- число скачек увеличилось на 15%;
- пользователи используют мобильные приложения на 25% дольше;
- IT-разработчики повысили свои доходы на 40%.
При этом успешно принимать участие в такой гонке стали страны Азии, Южной Америки, которые раньше считались слабыми конкурентами. Лидирующее место по размеру заработанной суммы в прошлом году занял Китай.
Рисунок: среднее количество приложений, которые используются одним пользователем за месяц
Что касается распределения прибыли, то многобюджетными оказались:
- игры
- онлайн-магазины
- мессенджеры
- соцсети
Отдельно стоит упомянуть о программах, позволяющих транслировать, записывать потоковое видео. Рост ЦА, а также длительное времяпровождение зрителей за просмотром роликов положительно сказались на распространении этих онлайн-сервисов.
Мировая аналитика показывает, что около 50% владельцев телефонов скачивали как минимум одно стороннее приложение, не входящее в базовую программную комплектацию гаджета. При этом ⅔ из них используют все свои загрузки регулярно. Абсолютное большинство целевой аудитории составляют 25-30-летние пользователи с высшим образованием, семейным статусом.
От простых клиентов к деловым: за последние годы фирмы начали гораздо чаще заказывать вспомогательные решения для бизнеса. В целом, можно выделить три категории таких заказчиков:
- компании mobile-first. Для них созданные онлайн-инструменты составляют основу всего дела. Эти организации, как правило, заказывают разработку для организации доставки товаров, продажи или бронирования билетов и пр. Сюда же относят отдельные платные проекты;
- онлайн-торговцы. Такие участники бизнес-сферы используют IT-продукты для формирования вспомогательного канала продаж. Трафик все так же растет, а острая потребность в ПК при этом снижается. Соответственно, в заказе подобного проекта есть смысл;
- обычные предприниматели. Их интерес состоит в возможности наладить контакт со своей ЦА, поэтому программы-информаторы — то, что им нужно от разработчиков. Такие аппы оповещают о новостях, акциях компании, обеспечивают клиентов фирмы информационной поддержкой.
Ход развития этого сегмента за последние пару лет позволил сделать несколько выводов:
- Android-пользователи скачивают программы для своих гаджетов гораздо чаще, но владельцы iOS-устройств охотнее вкладывает средства в загружаемые аппы, а потому прибыль Apple выше;
- веб-сайты теряют свою востребованность, на смену им приходят смарт-гаджеты — более портативные, удобные;
- платформы все больше соперничают, соревнуются в создании разнообразных устройств, смоделированных на основе мобильных ОС — смарт-телевизоры, часы с дополнительными опциями, нано-браслеты и т. д.
Рынок гаджетов
Консалтинговая компания J’son & Partners Consulting отметила снижение покупательского спроса на смартфоны, простые телефоны в странах СНГ. Если в 2016-м показатель упал всего лишь на 2% от изначального показателя зимой-весной 2015-го, то разница с началом 2014-го составляет целых 12%. Хотя потеря позиций замедлила темп, аналитики все же кинулись искать причины таких последствий, а также способы вернуть изначальные результаты.
Источниками проблемы оказались насыщение рынковой ниши смартфонов в государствах СНГ, а также экономический кризис, коснувшийся практически всех слоев населения. Именно из-за него потребители реже обновляют устаревшие модели.
А вот анализ мирового уровня показал, что в 2016-м доля смартфонов выросла на 2%, так как пользователи чаще отдавали предпочтение многофункциональным гаджетам. Зарубежье продолжает активно реализовывать умные устройства, в то время как страны СНГ существенно отстают. Например, в среднем мировой объем продаж смартфонов составляет 78%, а в России — едва достигает отметки 70%. В целом же, главные тенденции 2016-го — начала 2017-го включали:
- заметное повышение цен на все виды гаджетов;
- увеличение рыночной части смартфонов LTE (более, чем в 2 раза в 2016-м);
- повышение спроса на фаблеты, снижение интереса к планшетам.
Мобильная реклама
Качественная разработка приложений под операционные системы Android, iOS стала более востребованной, популярной благодаря росту заработка от этой сферы. Разработчики зарабатывают на IT-проектах несколькими способами:
- размещение на сторах Google Play, App Store платных версий;
- внедрение внутренних покупок (дополнительные возможности);
- настройка рекламы.
Последний вариант стал наиболее прибыльным, именно он считается одним из самых мощных двигателей рынка. Подсчеты специалистов показывают, что развитие рекламной ниши продолжится и в следующем году, а к концу этого затраты на рекламу приблизятся к 100 млрд у.е. К слову, объявления чаще всего размещаются в играх, соцсетях, видеотрансляторах. Статические, анимационные баннеры рекламируют как нативные, кросс-приложения, так и услуги, товары любых сфер.
Перспективы рынка приложений в будущем
Эксперты в один голос утверждают, что доходы видеосервисов в скором времени заметно увеличатся. Однако первенство получат далеко не все. Ведущими лидерами станут онлайн-трансляторы коротких видеороликов, так как они наиболее удобны для просмотров на смарт-гаджетах. Игровые вселенные с дополненной реальностью также найдут многочисленных поклонников.
К 2018-му ожидается, что общий заработок IT-работников должен увеличиться до 32,4 млрд у. е. Наиболее востребованными окажутся:
- разработчики,
- специалисты по менеджменту,
- аналитики мобильного сектора.
Спорным остается вопрос о будущем сервисов, предназначенных для создания приложений по готовым шаблонам. С одной стороны, такие услуги могут стоить относительно дешево, а навыки программирования, верстки, безупречного дизайна не понадобятся. С другой — создание действительно качественного, конкурентоспособного, уникального продукта невозможно без соответствующих затрат, помощи опытных специалистов.
В ближайшие годы ожидается:
- расширение программных возможностей. В связи с выпуском современных мощных устройств, онлайн-приложения становятся более сложными, включают тяжелый функционал разного типа;
- увеличение количества игр. Эта разновидность развлечений приносит хороший доход, популярна среди пользователей. Очевидно, что количество желающих получить свою долю в игровом бизнесе заметно возрастет;
- появление новых финансовых решений. Информативность, оперативность банковских операций, дистанционные платежи — несомненные преимущества таких проектов;
- усовершенствование программ виртуальной, дополненной реальности. Создание мощных гаджетов, интерес публики к миру виртуальности порождают спрос на такие продукты. Игровые версии станут настоящими хитами, но развитие предполагается и в других сегментах — СМИ, например.
Причины отставания рынка, пути решения проблемы
Хотя в странах СНГ эта сфера развивается быстрыми темпами, все же эти государства не занимают лидирующие места на мировых торгах. Например, Россия находится только на 5 месте после Соединенных Штатов, трех стран Азии. Причинами сложившейся ситуации эксперты считают:
- дефицит компетентных специалистов. Большинство разработчиков делают ставки на дешевые аппы низкого качества, желая задобрить аудиторию низкими ценами. Все усугубляется тем, что только меньшинство пытается увеличивать доход за счет поддержки, совершенствования готового продукта. Остальные отдают предпочтение легкому быстрому заработку. К счастью, такая тенденция идет на спад;
- размытые аналитические данные. Разработчики не располагают доступами к полному точному аудиту, анализу. В одном интерфейсе не могут отобразиться все количественные, качественные экспертизы. Это провоцирует появление трудностей, связанных с поиском ЦА, установкой контакта с ней;
- недостаточная исследованность ниши. Отсутствие квалифицированных специалистов порождает использование устаревших, малоэффективных методов разработки, продвижения. Это провоцирует завышенные траты, которые далеко не всегда окупаются.
Исходя из перечисленного, легко сделать вывод — данный сектор пока далек от идеала.
Эксперты считают, что решить проблему помогут два способа:
- создание новых форматов. Соцсети, новостные, транспортные аппы, несомненно, полезны, интересны, но они заполнили собой буквально все, ими не удивишь. Новые проекты следует ориентировать на те категории, где пока мало конкурентов, но заинтересованность публики уже заметна;
- лингвистическая адаптация. Даже пользователи, знающие иностранные языки, предпочитают скачивать все на родных диалектах. Потребители, которые не владеют зарубежными языками, тем более нуждаются в русскоязычных версиях. Перевод пользовательского интерфейса на русский станет перспективным решением.
Спорным методом среди аналитиков считается размещение готовых IT-проектов на альтернативных сторах — не гугл плее или эпп сторе. Одни эксперты не видят в этом смысла, другие считают, что в таких магазинах легче продвинуть продукт за счет небольшой наполненности этих онлайн-площадок. И все же последнее слово остается за практикующими разработчиками.